Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Тулы
Главная Коллектив Открытый клуб Контакты Новости Мероприятия Наши достижения ШГР "Филиппок" Дискуссионный клуб Волонтеры Музей

Паниковать нельзя разобраться

Что делать, когда изменить что-то не в наших силах? Когда тревога и слабо контролируемый страх нарастает с каждым днем? Когда чувство стабильности испаряется, как влага из почвы в жаркий летний день после дождя? Ответ до банальности прост: подстроить свою жизнь под сложившиеся обстоятельства, добавив предсказуемости.

Сделать это вполне возможно, но для начала необходимо разобраться, каким образом это осуществить. Усилием воли здесь не обойтись. К тому же, усилия воли у нас ограниченный запас. Это связано с работой головного мозга, в частности, коры лобных долей и передней поясной извилины. Это они отвечают за то, заплачете вы или сдержитесь, съедите лишнюю шоколадку или нет, повысите голос на ребенка или спокойно, в двадцать пятый раз, будете продолжать объяснять, почему нельзя рисовать на обоях, и почему, вдруг, вы держались, держались, а потом вас охватила тревога, а досталось мимо проходящей кошке. Поэтому, усилие воли оставьте на потом, вооружайтесь блокнотом и ручкой, будем учиться справляться с трудностями и выходить из тревожности и страхов.

Как же быть? Как помочь себе и близким в этой сложнейшей, внезапно сложившейся обстановке? Для начала, необходимо разобраться, как устроены механизмы работы психики, связанные с тревогой и страхом.

Итак, когда появляется информация о катастрофических происшествиях, с серьёзными последствиями (в нашем случае о пандемии короновируса), у любого здравомыслящего человека появляется чувство тревожности, связанное с нарушением безопасности – это условие выживания любого живого существа. Так как мы существа разумные (читай, «обладающие мышлением»), для того, чтобы определить степень опасности и выработать стратегию поведения, которое должно сохранить нам жизнь и, желательно еще и более-менее комфортные условия проживания, наш мозг пытается выстроить полную картину сложившейся ситуации. Если полноты этой картины нет, мозг пытается достроить недостающие части информации. Это происходит несколькими способами:

  1. Человек начинает додумывать эту информацию, основываясь на имеющимся у него опыте. И зачастую, опыт этот не имеет ничего общего с предметом исследования.
  2. В другом случае, человек пытается получить новую, неизвестную ему информацию, и очень часто, ищет её там, где она вовсе не соответствует действительности (например, по TV, в соцсетях, в интернете и пр.), Просто, это привычный источник, и человек этому источнику всецело доверяет. Либо начинает доверять, так как имеет давние страхи или тревоги, с которыми не в силах справиться.
  3. Другой вариант, когда человек имеет те или иные убеждения, относительно данной темы. В этом случае, он всеми способами будет искать информацию с подтверждением своим убеждениям. А когда найдёт – будет ей доверять безоговорочно. А ведь чем чаще он будет видеть эту информацию, тем больше будет нарастать его тревога.
  4. В случае, если у человека присутствует критическое мышление (это когда получая информацию, он перерабатывает её: подвергает критике и проверке, находит альтернативные источники, поддвергает всё логическому объяснению), тогда он будет добывать информацию из достоверных источников по теме (официальные порталы с высокой доказательной базой).

При использовании любого способа получения информации человек реагирует на нее тремя типами поведения:

  1. «Бей» (когда начинает доказывать/рассказывать, как надо поступать/ чего надо/не надо делать, либо агрессивно реагирует (что-то вроде “как меня это достало!» «Вы что не понимаете истины?» и так далее) - это проявление паники.
  2. «Беги» (когда человек делает вид, что проблемы не существует) – это в конечном счёте все равно приведёт его к панике.
  3. «Замри» (когда человек ничего не делает, занимая позицию наблюдателя и выполняет при этом предписанные законом действия.) В панику он не впадает.

Достроив информацию  и приняв решение об использовании какого-либо типа поведения, у человека либо зарождается тревожность и страхи, либо нет.

Как зарождается тревожность и страхи? Во-первых, если рассматривать мышление человека с точки зрения пирамиды потребностей А. Маслоу, многие потребности на тех или иных уровнях, при складывающихся проблемах, выпадают. Эта тема требует отдельного очень детального освещения, не будем сейчас на ней останавливаться. Но тот факт, что в жизни человека, в сложившихся обстоятельствах, очень много стало недоступным, отрицать уже невозможно. И это очень сильно бьёт по спокойствию, вызывая много тревоги.

Во-вторых, стабильность сейчас стала чем-то из области фантастики. Надо сказать, что это чувство – стабильность, вообще весьма иллюзорно. Настоящая стабильность кроется в нашем мышлении  и уровне ответственности. И это тоже отдельная тема. Но факт остается фактом. Сомневаюсь, что найдутся ещё те, кто будет его отрицать: стабильности сейчас нет ни у кого, на каком бы уровне развития он не находился.

Возникает резонный вопрос: что делать? Вот об этом стоит сказать поподробнее. Все пункты ниже необходимо прописать, именно ПРОПИСАТЬ.  К сожалению, то что мы не записываем, очень быстро забывается.

1. Первое, что необходимо сделать, это определить, какие ваши потребности страдают (финансовые, потребность в безопасности, в социальных контактах и пр.)

2. Следующее, что нужно будет сделать -  это определить свои страхи: чего конкретно вы боитесь (самой болезни, остаться без денег, боитесь неизвестности или чего-либо ещё)

3. Далее необходимо исходя из информации п.1 и п.2, разработать стратегию поведения. Если тревожности не высокая, достаточно будет следующего:

а) Относительно потребностей: распределить ресурсы (финансовые, эмоциональные)

б) Относительно страхов: определиться как вы будете себя вести в обществе, чтобы не испытывать перманентное чувство страха.

а) Высыпаться, ложиться до 23:00, спать не менее 7-8 часов в сутки;

б)Спорт. Занятия спортом, хотя бы даже дома, очень помогают справиться со стрессом;

в) Составьте список дел, желательно в той последовательности, в какой планируете их выполнять, определив дедлайн. (Уборка, рассхламление, игры с детьми и прочее). Не забудьте добавить сюда помощь в обучении своим детям, ведь дистанционное обучение достаточно объемная работа;

г) Каждый день поощряйте себя за выполненные задания из списка. Я, например, каждый день кладу в копилку небольшую сумму денег – приятный бонус будет концу изоляции.

Если тревожность уже вышла из-под контроля, тогда лучше обратиться за помощью к психологу. Сейчас это вполне доступно: онлайн консультация в любом удобном для вас Messenger.

В любом случае, старайтесь избегать обилия сваливающейся на вас информации: из телевизора, соцсетей, от других людей и пр. И, конечно, не впадайте в тип поведения «бей», задавайте себе критические вопросы: откуда эта информация, логична ли она, обращайтесь к достоверным источникам.

Надеюсь, вам будет полезна эта информация и рекомендации и вы ею воспользуетесь себе во благо. В любом случае, время – это самый дорогой ресурс, и пользоваться им нужно очень внимательно. Поэтому, желаю вам провести появившиеся свободное время с пользой для себя и своих близких. И не испытывать этих неприятных чувств: тревоги и страха.

В любых трудных ситуациях, я говорю себе, что «вечно это длиться не может», меня это очень успокаивает, чего и вам желаю. Все мои рекомендации очень рабочие, главное ими пользоваться, а не искать оправдания, почему не получается. Поэтому закончить своё повествование хочу одной из моих любимых фраз: желание – 1000 возможностей, а нежелание – 1000 причин!

Демьянова М. В., психолог «ДЮЦ».

Родительские собрания и сборы

График проведения родительских собраний в объединениях «ДЮЦ»

НАБОР-2020

Подать заявку на обучение можно на сайте в разделе  НАБОР-2020 .

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПОРЯДКОМ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ОБУЧЕНИЕ В МБУДО «ДЮЦ».

Новые группы

«Юные редакторы»
«Юные журналисты»
«Неваляшки» (ОФП),
5-6 лет 
Студия авторской песни «МОСТ» 

Дополнительный набор

«АртОбъект»
«Развивающие занятия для дошкольников»

Нормативно-правовая база
Планы мероприятий
Отчеты о деятельности
Антикоррупционная политика

Документы

Персонифицированное обучение

Документы

Платные образовательные услуги

Документы

Добровольные пожертвования

Документы

Независимая оценка качества предоставляемых услуг

Нормативно-правовая база НСОКО

Открытый клуб при МБУДО «ДЮЦ»

Аттестация педагогических кадров

Документы

Персональные данные

Персональные данные

Архив

Архив документов 

gspi

  Сентябрь

Конкурсы

Муниципальный открытый конкурс творческих работ «Тульское лето — 2020»
Прием работ до 18 сентября 2020 г.

Дистанционная краеведческая игра «Наш город»

Подведены итоги игры

Программы дополнительного образования
Деятельность педагогов-организаторов

Программы деятельности

Планы работы

Игровые программы

Игровые программы

Воспитательные программы
Полезная информация

Памятки родителям

Правовое просвещение

Уголок психолога

Материалы антинаркотической направленности

Безопасность дистанционного обучения

Методическая копилка

Телефоны горячих линий

Организация учебно-воспитательного процесса в 2020-2021 учебном году

Сайт работает на LinkorCMS Тула, ул. Коминтерна, 22, тел. 8 (4872) 50-51-49, 8 (4872) 30-17-82,
факс: 8 (4872) 30-17-82, e-mail: tula-duc@tularegion.org
Поиск по сайту